Родителям

13.11.2014

Консультация логопеда: Развитие звукового анализа и синтеза

Развитие звукового анализа и синтеза

Учитель-логопед М.Е.Дмитриева

 

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом –

Получаются слова:

Ты- и –ква-, а вместе «тыква».

Со- и –ва- итак, «сова».

Ударный слог, ударный слог

- Он назван так недаром…

Эй, невидимка — молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

 

Умение слышать правильно звуки – основа грамотной и красивой речи. Именно поэтому так важно развивать слух не только с точки зрения остроты, но и с точки зрения качества, полноты различения оттенков звуков, музыки, интонаций, наполнения и т.д. Предлагаю Вашему вниманию несколько развивающих игр:

Развитие навыка элементарных форм звукового анализа и синтеза

Игра «Звукоедик»

Цель: определение места звука в слове.

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: … иван, … тул, … льбом,. кно (сто, сту, альбо, окн) и т. д. Что хотела сказать кукла?

 

Игра «Помоги собрать вещи»

Цель: различение звуков [з] – [ж]

Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].

Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.

 

Игра «Найди в каких словах звучит песенка большого комарика, а в каких маленького.

 

Цель: различение звуков [з].– [з*]

Зонт, забор, корзина, зебра, стрекоза, берёза, замок, изюм.

 

Игра «Придумать слова с заданными звуками»

 

1 Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

2 По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

 

Игра «Измени первый звук»

 

Называет слово. Дети определяют первый звук в нём. Далее им предлагается изменить первый звук в слове на другой. Ком-дом.

 

Развитие сложных форм звукового анализа и синтеза.

        Определение места звука в слове.

        Определение последовательности звуков в слове.

        Определение положения звука по отношению к другим звукам в слове.

        Определение количества звуков в слове.

 

Упражнения, направленные на развитие сложных форм звукового анализа и синтеза.

 

1. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки:дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, спина, крышка, спинка, канава, капустаи др.

2.Вставить в данные слова пропущенные буквы:  кры...а, ст...л, ша...ка.

3.Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук был бы на первом(кот),на втором(окно),на третьем месте(мак).

4. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков или записать их.

5.Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например:па пар, пары, парад, паруса; ко-кот, козы, кошка, корова.

6.Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками(дом, дым, рак, мак),с четырьмя звуками(роза, рама, лапа, косы),с пятью звуками(кошка, сахар, банка).

7.Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.

8.По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.

9.От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего:дом - мак - кот - топор - рот ...

10.Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.

11.Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгадывают записанное слово. Например: к....(крыша). и.т.д.

 

 


Возврат к списку

Новости

 

Газета

Опрос

Какая из образовательных областей наиболее актуальная для развития Вашего ребенка?






Результаты